• Black Facebook Icon
  • Black Twitter Icon
  • Black Google+ Icon
  • Black YouTube Icon
  • Black Pinterest Icon
  • Black Instagram Icon

СЕРГЕЙ

ШАРШУН

(1888-1975)

МОЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЕ

1950

Холст, масло

35,3х27 см

В 1905 Шаршун поступил в Казанское художественное училище, где, по собственному признанию, открыл для себя живопись, и начал писать лирические пейзажи. Отец противился увлечению сына и Шаршун сбежал в армию, а в 1909 переехал в Москву, где попал в среду столичной художественной богемы, познакомился с французским фовизмом, немецким экспрессионизмом и стал их последователем, учился в московской мастерской И. И. Машкова. В 1911 художник уехал в Париж, где посещал академии Марии Васильевой и La Palette. Ходил в Лувр и современные галереи искусства. С началом Первой мировой войны Сергей Шаршун переехал в Барселону. Испано-мавританский стиль с его орнаментальностью и яркими цветами повлиял на метод художника. 

После Февральской революции в 1917 Шаршун записался в Русский экспедиционный корпус во Франции, а в 1919, заболев испанским гриппом, демобилизовался и вернулся в Париж, где познакомился с Ф.Пикабиа, Т.Тцара, М.Дюшаном и другими, увлекся дадаизмом, активно участвовал в групповых акциях дадаистов. Под влиянием Озанфана Шаршун заинтересовался еще и пуризмом, писал натюрморты в духе Моранди.

В 1922-1923 художник переехал в Берлин, где начал издавать собственный журнал «Перевоз-дада», который выходил вплоть до 1973. Серж Шаршун также выпускал самиздатовские листовки-композиции с серийными названиями: «Перевоз», «Памятник» и другие. В Берлине Шаршун вошел в круг, близкий галерее «Штурм», где общался с русскими художниками М. Андреенко, К. Богуславской, И. Пуни. Он переходит от «орнаментального кубизма» к «орнаментальному импрессионизму». 
С 1930-х годов и вплоть до 1940-х Сергей Шаршун мало занимался живописью, но проявлял активность в литературной среде. Последние двадцать лет основными темами Шаршуна были музыка и вода. Одновременно он продолжал поиски в живописи, связанные с дадаизмом, с сочетанием геометрии и живого образа.

 
ART